Урбанистика. Городские Пространства

Город как концепция жизни

Интересуетесь жизнью города и обращаете внимание на изменения в городском облике, причисляете себя к числу активных горожан? Добро пожаловать. Поговорим о том, что говорит и рисует город, что пытаются донести до нас те, от чьего имени он ведёт диалог. И есть ли здесь место искусству.

Когда вы идёте на работу/учёбу замечали надпись на трансформаторной будке: «Позвони папе»? А граффити при въезде в город? А надпись: «Твори добро, Бро»? Бабушки у подъезда скажут: «Вандалы! Хулиганы малолетние!» И прогонят.
Однако нельзя исключить факт того, что это – искусство. То самое уличное искусство, которое объединяет людей с разным уровнем достатка, статусом и цветом глаз. Что говорят социологи на этот счёт? В книге «Микроурбанизм. Город в деталях» приводится интересный пример. Флоренция. Люди ожидали автобус на остановке, и вдруг кто-то, глядя на дорожный знак, заметил, что стрелки переделаны под человечков.

После чего все разворачиваются друг к другу и начинают фотографироваться, обсуждать этих человечков. Когда подошёл автобус, одна девушка решила сфотографировать ещё один знак, и пассажиры просили водителя её дождаться. Весь автобус посмеялся над ней, но по-доброму. Девушку дождались и все счастливые уехали. Для России ситуация не совсем типичная, конечно. У нас начнут ворчать и ругать эту забавную девицу.
А что хотят сказать надписи или городские рисунки и кому? Государству? Политикам? Нам с вами?
"Сплоченные сообщества несут изощрённые послания на зашифрованном языке, который нужно уметь читать. Стрит-арт стремится прервать потоки нескончаемого городского движения и захватить взгляд «горожанина-читателя». Также способен изменению отношения разных типов людей с городской средой и развитию городской рефлексии", - выдержки из того же учебника. И на этот счёт у меня очередной раз складывается впечатление, что весь цивилизованный мир уже перешёл ступень рефлексии над собой и пошёл делать это в других сферах. Но есть рефлексирующие по этому поводу и среди нас.
Стрит-арт стремится прервать потоки нескончаемого городского движения и захватить взгляд "горожанина-читателя"
Партизанинг
Это объединение уличных художников, занимающихся изменениями городской среды. Ребята проблематизируют и выдвигают этот термин именно в России, где остроумное частное несанкционированное никем высказывание или действие, может стать ключевой формой социальных и культурных изменений.
Задача нашего проекта — отражение и популяризация идеи свободного высказывания или действия, направленного на переосмысление и перестройку городской среды и общества в целом " - из манифеста на сайте partizaning.org
В сентябре 2015 года партизаны организовывали "Проект ЦЕХ", который проходил в Казани, в центре современной культуры "Смена".
"Целью подобной мастерской стало не столько достижение какого-то конкретного визуального результата, сколько создание экспериментального пространства по общению и обмену опытом между участниками, образование некого арт-сообщества", - сообщается на сайте partizaning.org. На вопрос для чего это нужно, один из представителей казанского движения говорит: "Так мы становимся частью города, и это концепция жизни".
А есть ли жизнь у данной концепции? И несёт ли она характер искусства?
Творчески "дорисовывающих" что-то регулярно и везде мало, как мне кажется. Все граффити - не партизанинг, а вполне себе искусство со своими галереями - заборы в определенных местах железной дороги, но, видимо, для своих зрителей. Кстати вдоль железной дороги есть некий псих, который пишет большими буквами "ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ", "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ" и рисует триколор.
Раньше, лет 15 назад, все спинки трамвайных сидушек были разрисованы "Читайте уголовный кодекс РФ. Успех начинается с кодекса". Цель менять-таки город есть, но они выражаются не творчески, на мой взгляд.» - рассказывает партизан.
Не творчески активисты сообщества меняют город стандартными способами. Проводят велосубботники. По правилам и протоколам в лесу сорить не полагается. Активисты обращались за помощью к властям, но безрезультатно. И для уборки никаких средств не выделили. И что делать в таком случае? Проводить субботники самостоятельно и за свой счёт. Однако, как вспоминает активист, когда редакция журнала «Собака» совместно с Циферблатом убирали парк Эрмитаж, всё проходило в сотрудничестве с горводзеленхозом.
Другая проблема, которая требует рационального подхода - проблема недостаточно заниженных бордюров на переходах. «Никакие акции, которые устраивали специальные общества, особо не помогали. У нас есть ресурс народный контроль - и активисты просто стали присылать письма о каждом таком бардюре, заваливать их сообщениями. На проблему внимание обратили, но особо денег для решения не было. И даже когда делают ремонт трубопровода или меняют асфальт рядом с таким поребриком, он остается по-прежнему неудобный. Активисты искали, где производится ремонт, чтобы моментально сообщать о проблеме поребриков.»
В чистом виде настоящего партизанинга нет
«Часть тех проблем, что власти не уполномочены исправить, горожане исправляют сами. Мелкие и регулярные проблемы в виде открытых люков и порванных проводов налаживаются. Стоит только сообщить. А системные проблемы, к которым надо привлечь внимание, эффективнее решить тем, что завалить сообщениями народный контроль. Нежели делать эффектные акции по высаживанию в ямах на дороге цветов или засовыванию в открытые люки манекенов. Последнюю акцию делали мои друзья, но не в Казани, а в Николаеве, Украина. Однако целевая аудитория (муниципальные чиновники) не способна оценить этот арт. А от множества формально правильных заявок способны.»

Граффити и граффитчики
Тут тоже пытаются активно взаимодействовать с городом, но в Казани граффити не очень активно развивается. У кого-то есть и заказы на это дело, тот, соответственно, занимается этим профессионально. Каждый занимается граффити с разными целями: для себя и для души или для саморекламы и рисования своего имени, шрифтов.

Из разговора с граффитчиками становится понятно, что Казань далеко не в лидерах по настенным рисункам, сравнивая с Москвой и Питером, мы в большом отрыве. С одной стороны, сами уличные художники считают, что это хорошо, потому что город сам по себе красивый и уютный, а с другой, почему это сообщество не развито? Ведь есть место нативной рекламе, по городу развешены плакаты и установлены стенды, не лучше было бы заменить это на произведения искусства?

«Мы все рисуем примерно одинаково и новых художников почти не прибавляется. Часть переходит со стен на какие-то свои темы: digital-арт, классическое рисование, иллюстрация и тату. Мы не преследуем глобальной цели, каждый ищет возможность самовыражения.»
Когда я писала этот материал мне всё чаще представлялась героиня одного сериала, Кэрри Бредшоу. Она общалась, дружила и любила город Нью-Йорк, и, несмотря на свой отъезд навсегда (как ей казалось) в Париж, всё же вернулась. Опускаясь на землю, хочется сказать, что в отличие от других российских городов, с Казанью также хочется беседовать, наблюдать, смотреть. Выйти из дома и просто наслаждаться городом.
P.S.
Кстати говоря, эту надпись закрасили на следующий же день, после того, мы её сфотографировали


Текст и оформление Катя Гросс
Фото Марина Носкова
include.club #includeclub
Made on
Tilda