Livre d'artiste:
женщина в книге художника
Сейчас в Центре Эрмитаж-Казань проходит выставка «Матисс. Пикассо. Шагал…», которую мы никак не могли пропустить. Здесь представлены картины, скульптуры, произведения графики, образы костюма и даже киноафиши 1910−1940-x годов от лучших художников и скульпторов эпохи: Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Поля Синьяка, Георга Кольбе, Александра Архипенко, Эмиля Нольде и других.

Главная особенность выставки заключается в наличии в экспозиции работ совершенно нового вида искусства, развивавшегося в первой половине 19 века — Livre d'artiste (буквально — «книга художника»). Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, набранная вручную специально подобранным шрифтом, отпечатанная на высококачественной бумаге, выпущенная очень небольшим тиражом, а главное — созданная художником.
Исследуя залы экспозиции, как будто погружаешься в огромное полотно, разорванное Второй мировой войной. Но даже среди этих пугающих сцен трудно не заметить тех, кто действительно управлял вдохновением художников той эпохи, — женщин. В зале, где представлены работы Анри Матисса, нас поразило, что художник писал одну единственную женщину целых 20 лет.

Ни информация на интерактивных стендах, ни таблички у картин не дали нам точного ответа на вопрос, почему Матисс писал ее такое продолжительное время, но так и не женился. Мы вернулись домой и разобрались, какое же место в Livre d'artiste Матисса действительно занимала Лидия Делекторская, голубоглазая девушка из Томска.

Как Матисс «френдзонил» томичку

Объявление о найме на работу к Матиссу попалось Лидии случайно, и осенью 1932 года она, 22-летняя сирота из Сибири, занесенная судьбой в Париж, позвонила в дверь неизвестного художника. Он сразу же решил нанять Лидию на полгода, чтобы c ее помощью закончить «Танец». Так началось
лучшее время девушки во Франции.

Матисс оказался приятным человеком, без звездных причуд. Но панно было быстро закончено, и Лидия снова стала безработной. Только через некоторое время сама жена творца предложила Лидии стать ее сиделкой. Так Делекторская вернулась в дом к Матиссам.

Художник до этого не особо обращал на девушку внимания. Матисс любил смуглых женщин, с южной внешностью. Но однажды что-то все-таки зацепило его взгляд, и он сделал свой первый набросок.
«Девушка в голубой блузке». Портрет Л. Делекторской. 1939 год
Делекторская и Матисс стали очень близки, и к ее обязанностям сиделки и натурщицы добавились управление домашним хозяйством и должность секретаря. Она буквально заполонила все пространство вокруг Матисса.

Неудивительно, что в конце концов жена творца почувствовала себя лишней и решила немедленно избавиться от помощницы. Но тот лишаться своей правой руки не хотел, поэтому в феврале 1939 года пара развелась.

После этого пожилой художник (Матиссу было около 70) и молодая девушка стали лучшими друзьями и близкими друг для друга людьми. Матисс делился с Лидией своими самыми сокровенными мыслями, и вскоре она стала незаменимой для него. Он не мог без нее работать, не мог без нее отдыхать. Лидия была нужна ему как воздух на протяжении следующих 20 лет и до последнего его вздоха. Говорят, что хотя она и не стала ему законной женой, духовно именно она всегда ей и являлась.

Лидия всегда подчеркивала, что с Матиссом они не были любовниками, хотя в ее жизни больше никогда не было другого мужчины. Она также признавалась, что любила его, но "всем известную грань" они с Матиссом не переступали.

Умер художник прямо у Лидии на руках. Она понимала: ее история с Матиссом на этом закончилась. На похороны ее не позвали. Лидия быстро, в один день, собрала свои вещи в небольшой саквояж и покинула дом, в котором была счастлива столько лет.
Мы не можем точно судить, что было между Лидией Делекторской и Анри Матиссом, какие отношения их связывали и можно ли назвать их френдзоной, но одно ясно точно — Лидия была безгранично привязана к художнику и даже после смерти Матисса продолжала передавать его наследие. Она пережила его на 44 года, но так и не вышла замуж и не завела детей.

Интересно отметить, что все картины Матисса, представленные на выставке, Эрмитажу передала именно Лидия Делекторская.
История Анри Матисса и Лидии Делекторской — только малая часть того, что можно увидеть на выставке Центра Эрмитаж-Казань. В жанре Livre d'artiste представлены еще 10 изданий, включая знаменитую работу Марка Шагала над «Мертвыми душами» Гоголя. Увидеть все это вживую можно, посетив галерею самостоятельно.

Выставка открыта с вторника по воскресенье, во время карантина необходимо заранее записываться по телефону. Посетителям младше 18 лет — вход свободный.
Текст: Дарья Авдошина, Адель Замалутдинов
Фотоматериал: Карина Родионова
Редакция Include
Made on
Tilda