Let's play
От самодельных кукол до «Dota 2»
Сейчас наши бабушки, дедушки и родители — взрослые, серьезные люди, но если отмотать пленку времени назад,
мы увидим юных, озорных мечтателей и выдумщиков
Время идет — одно поколение сменяет другое, меняются запросы, интересы, и досуг детей, родившихся после 2000-го года, существенно отличается от досуга послевоенного времени.

Во что играли поколения X и Y и чем увлечено поколение Z — в нашем материале.
Бэби-бумеры
Поколение 1943–1963 годов — наши бабушки и дедушки. Эпоха их детства — восстановление городов и хозяйств после разрухи, после Великой Отечественной войны. Мальчишки играли в «войну», «казаков-разбойников», сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер. Брали у родителей военные фуражки и представляли себя солдатами. Дети разделялись на два лагеря: один был «СВОИ», а другой «ВРАГИ». Они представляли сюжеты из военных фильмов, проигрывали их.
«Из любых подручных средств мы делали игрушку. Соорудить себе оружие не составляло никакого труда. Нашел дерево, отломал ветку, ножичком так аккуратно его обстругал и получил оружие. А если ветка длинная, натянул веревку от одного конца к другому — и вот у тебя есть лук»
Наиль Мухамедшин, 68 лет
Магазинных игрушек не было — была бережливость: каждую сделанную своими руками любили и хранили, как самую дорогую. Куклы — из тряпок, намотанных в виде валика и заполненных ватой, с лицом, нарисованным углем, и волосами из початка кукурузы или пакли; мячи — из скрученных туго лоскутов ткани, перевязанных веревкой. Лепили из глины фигуры, собирали черепки битой посуды, из березовых веток строили шалаши. Качелями служили веревки, связанные между деревьями. Большинство веселья создавалось собственноручно, у кого на что была богата фантазия.
«У нас были свои "магазины", в которых из коробки делали кассу, из досок и кирпичей — весы, а для "продажи" собирали разные поделки. Продавали всё: щепки — селедка, круглые палки — колбаса, песок — сахар, камешки — конфетки, листья с деревьев были деньгами»
Ольга Резина, 59 лет
Среди всех игр популярными были уличные: догонялки, футбол, волейбол, чехарда, жмурки, прятки, «люлька» — прыжки через длинную веревку с сомкнутыми ногами, скрещенными и с поворотом. Уже тогда играли в «съедобное-несъедобное» и «испорченный и глухой телефон». Также играли в «городки», где из коротких бревнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой.
X
Дети «бумеров», родившиеся в период с 1963 по 1980 год. Они по наследству переняли все, чем любили заниматься их родители, придав прежним играм новое дыхание.
Однако помимо самодельных кукол, мячей, пистолетов в их арсенале стали появляться игрушки с полок универсамов. «Поколение Х» увидело различные конструкторы, железные машины, плюшевых животных, кубики и мозаику, настольные игры: морской бой, шахматы, пятнашки и шашки.
Новые развлечения не мешали детям фантазировать, придумывать собственные игры, выбегать на улицу во двор к друзьям
«Иксы» — дети советского времени, бывшие пионеры, в их досуг входили соответствующие игры: пионербол, «Вожатый, вожатый, подай пионера!», «зарница».

В «зарнице» дети соревновались в точности стрельбы и метания гранаты, скорости установки походной палатки, разведения костра, надевания костюма химзащиты. Девочки состязались в качестве перевязки «раненых бойцов» и изготовлении носилок из подручного материала, мальчики совершали самые настоящие марш-броски, пользуясь картой или подсказками.

Колорит противостоянию придавали рукопашные бои, в ходе которых противники старались сорвать с формы друг друга пришитые мелкими стежками картонные погоны. Если это получалось не сразу, игрок получал ранение и ему разрешалось перемещаться по полю боя только пешком. Спасти таких бойцов могли девушки из «медсанбата», которые имели возможность полученные в сражениях «раны» в буквальном смысле залатать. В идеале все заканчивалось награждением «боевыми» наградами и общим ужином у костра — с настоящей полевой кашей.

Несмотря на наличие небольшого, но все же ассортимента игрушек на магазинных прилавках, дети поколения Х имели разные фантики, бусинки, камушки, которые были необходимы для создания «секретика». Все ценное аккуратно раскладывалось в вырытой в земле ямке и накрывалось стеклом.
«Я прятала бантики, красивые фантики от конфет, записки с именами мальчиков, которые нравились. Иногда звала подружек, чтобы поделиться своими "сокровищами". Но не всех, так как о "секрете" можно было рассказывать только самым верным друзьям»
Лиана Вероламова, 44 года
Помимо пряток, догонялок, игр с мячом добавились резиночки, которые представляли собой прыжки через натянутую резинку на различной высоте, где первый уровень начинался с щиколоток, а заканчивался на уровне шеи. Известное «море волнуется раз» появилось в период «иксов», так же как и «слоники», где игроки условно разбивались на «слонов» и «всадников». Первые вставали друг за другом, согнувшись пополам и обхватив друг друга, вторые выстраивались неподалеку от «слона». Каждый из «всадников» разбегался и старался «оседлать слона» ближе к голове, чтобы поместились все оставшиеся «всадники».
Y
«Игреки» — дети 1980–2000 годов. Время, когда игры «бумеров» и «иксов» ничуть не уступают игровым приставкам, первым компьютерам и гаджетам. «Поколение Y» — последнее поколение, которое успело пожить без вмешательства техники, ощутить детство без всемирной паутины.

Как и их дедушки, бабушки и родители, они выбегали на улицу, где любой попавшийся предмет мог стать объектом игры. Строительство детских площадок увеличило вариативность досуга, добавило такие игры, как «выше ноги от земли», «три-пятнадцать-десять-двадцать», «смерть». Последняя представляла собой подобие жмурок, но на детской площадке: водящий с закрытыми глазами ищет остальных участников, которые не могут передвигаться по земле; если это произошло, а водящий услышал и успел крикнуть «Смерть!», игрок занимал его пост.
Неотъемлемой частью детства 80-х были фишки. Их коллекционировали, обменивали, в них играли. Они складывались в стопку рубашкой вверх, а после игрок должен был ударить их об землю либо о другую ровную поверхность, какие перевернулись — доставались тебе
«Помню, папа привез из командировки игровую приставку "Денди" и несколько катриджей к ней. Были "Супер Марио", "Пакман", "Танчики". Завидовали все: и одноклассники, и ребята со двора»
Андрей Феоктистов, 30 лет
Z
Рожденные в 2000–2020 годах — новое поколение, поколение Z. Дети, которые появились на свет в эпоху информационных технологий. Наряду с уличными играми возникли компьютерные, игры на телефонах и планшетах, разновидности игровых консолей.

«Как достать соседа», «ГТА», «The Sims», «Барби», «Гарри Поттер», «Need for Speed» — в одну из этих игр точно играл каждый

Покупка нового диска с игрой была праздником: скорее скачать и погрузиться в виртуальный мир. Стали появляться компьютерные игры к каждому вышедшему мультфильму: «Мадагаскар», «Ледниковый период», «Рататуй», «Вверх». На данный момент диски покупают не так часто, больше обращаются к интернет-магазинам и осуществляют свои покупки там.
«Как только выходил новый мультфильм, с родителями шли в магазин за компьютерной игрой по его мотивам: "Мадагаскар", "Ледниковый период", "Рататуй", "Вверх", "Рапунцель: Запутанная история". Хотелось побывать частью этих историй, ощутить себя персонажами. Иногда брали диски в аренду: платишь только 50% от стоимости, а после установки возвращаешь игру в магазин»
Елена Рыжова, 17 лет
Наряду с уличными играми появились компьютерные, игры на телефонах и планшетах, разновидности игровых консолей. При этом телефоны и планшеты имеют свои аналоги игр, в которые хоть раз, но пробовал поиграть любой: «Subway Surfers», «Cut the Rope», «Plague Inc», «Temple Run», «1010!», а «Говорящий кот Том» или «Говорящая Анжела» поселились в гаджетах миллионов, как любимый тамагочи. Цифровая реальность заменила детям всевозможные уличные развлечения: хочешь почувствовать себя супергероем — игры по мотивам фильмов « Marvel», завести собаку или кошку — симуляторы по уходу за домашними питомцами. Оказаться в сказочной стране, стать поваром, построить дом, слетать в космос — мир компьютерных игр ни в чем не ограничивает. Появились также сетевые и онлайн-игры, такие как «Dota 2», «World of Tanks», «Counter-Strike».

Дети 2000-2020 годов обладают огромными ресурсами для создания игр.
«В денежном выражении объем рынка игрушек в России составляет приблизительно 54 миллиарда рублей», — сообщает в интервью «РТД-инфо» Станислав Черкасов, руководитель Национального агентства ценовой политики, ведущий эксперт потребительского рынка
И все же детей «бумеров», поколений «X», «Y», и «Z» объединяет одно — фантазия, которая помогает им создавать свои игры, изобретать, придумывать. Несмотря на обилие развлечений в мире виртуальной реальности, дети не забывают про улицу. Догонялки, прятки, «войнушки» вне компьютерного монитора, классики, «съедобное-несъедобное», глухой телефон, игры с мячом — все это не пропало, оно передается из поколения в поколения, оставаясь незаменимой частью досуга детей.
Люция Мухамедшина, редакция Include

Фотографии: Flickr, CC BY-NC-ND 2.0, Flickr, CC BY 2.0, Flickr, CC BY 2.0, Flickr, CC BY 2.0, Flickr, CC BY-ND 2.0, Flickr, CC BY-NC-ND 2.0
Made on
Tilda