Критика «чистого» разума
Мы сталкиваемся с критикой каждый день.
Это фитбэк, который нам необходим, чтобы делать выводы и строить жизнь иначе - разумнее.
Но как часто после критичной оценки мы находимся на грани бросить дело, в котором могли бы достичь чего-то большего?

Мы спросили представителей креативной индустрии - журналистов, художников, поэтов о том, какая должна быть критика в их сферах, чтобы она была полезна творчеству. Как на нее реагировать? И где те границы этики, которые бы оградили конструктив от буллинга?
Лучше донести до человека минусы прямо, без намеков. В этом случае человек может этот негативный фидбэк принять, сделать работу над ошибками и попробовать снова. Но. Хотя журналистика довольно конкурентная среда, тексты сейчас уже и роботы пишут, всё же надо сохранять уважение к людям.

Ринат Таиров
обозреватель телеканала РБК
У нас постоянно практикуются «худсоветы». Я их терпеть не могу и считаю вредными.
Этот худсовет, состоящий из мастеров школы-студии, раз в пару месяцев просматривает и обсуждает ход проектов студентов. Многие художники не имеют такой железной нервной системы, чтоб выдерживать критику.
Мои подопечные дипломницы после каждого худсовета были в слезах и с настроением «всё бросить». Им не говорили, что «это не Ваше», но критика и унижение заставляло их самих говорить «это, по-видимому, НЕ МОЁ!»
Мне приходилось их приводить в чувство, повышать их самооценку, говорить «они все дураки и ничего не понимают!...»

Один Художник не вправе судить другого Художника

Они в то время делали фильмы, которые впоследствии получали международные награды и были лидерами рейтингов на фестивале в Суздале, премии Ника и Икар... Не благодаря этой критике, а вопреки.
Лично я, в отличие от моих сокурсников, никогда с мастерами не советовался. Я знал, что вкусы и область компетенции практически любого Художника ограничены. Я, например, люблю жанр абсурда, в котором подавляющее большинство моих коллег ничего не смыслят.

Иван Максимов
российский художник, режиссёр-мультипликатор
Донести до человека нормально, без хамства. Надо, конечно, давать ему шанс. В сложившейся ситуации в российской журналистике поддерживать, помогать начинающим коллегам - очень важно. Не скажу, что знаю все в профессии, но стараюсь почти всегда, когда ко мне обращаются напрямую, поддерживать коллег советами и делами. Потому что и они (чаще всего) действуют из каких-то благих побуждений, когда начинают заниматься журналистикой (а сталкиваются сами знаете с чем).

Никита Баталов
журналист Deutsche Welle
Любой творческий процесс, если он искренен, не может подвергаться критике. Я делаю это, потому что люблю процесс написания, а стихи записываю и выкладываю потому, что они помогают другим. Даже если бы самый авторитетный человек в мире литературы сказал мне о том, что это «не мое» я бы не перестал их писать потому что это моя жизнь, и я делаю то, что хочу. Они могут не читать, не смотреть, не слушать.

Владимир Понкин
Российский поэт
Недопустимо хамство и неуважительное отношение к будущим коллегам. Иногда случается так, что, на первый взгляд, совершенно неспособные, потом пробиваются дальше тебя и продолжают светить всю жизнь. Вряд ли на мою карьеру как-либо могли бы повлиять чьи-либо оскорбления или критика, но я точно знаю, что на начальном этапе очень важно быть максимально осторожными с теми, кто только начинает - не все в такой период достаточно уверены в себе, не все обладают достаточной силой. Сила приходит со временем.

Альфия Ляпина
экс-репортер Таких Дел, Агенства социальной информации и Include
Когда я только начинала путь в журналистике, мне попадались прекрасные люди. Но и наглость, и хамство, и такая вот критика тоже случались. Причем, как я осознаю сейчас, не от самых профессиональных людей. Тогда было больно, обидно, хотелось все бросить. Сейчас понимаю - бред.
Если есть большое желание быть журналистом - нужно им быть. И нужно, к сожалению, быть готовым к критике, к хамству и так далее.

Дарья Васильева
редактор отдела политики и финансов в Агентства городских новостей «Москва»
Я вспоминаю фильм «Одержимость». Я хочу сказать, что критика, в том числе жесткая критика, даёт возможность развиваться. Но кто-то может и сломаться. Мне повезло с окружением. Критика, с которой я встречалась была очень тактичной. Она побуждала работать и открывала новые возможности. Но не стоит впадать в другую крайность: если вы хотите слышать только, что у вас все хорошо, то так и будете сидеть в своём болоте.

Анастасия Орлова
детский писатель
Какой человек пойдет что-то делать — тот, кого прилюдно назвали
бесталанным или тот, кому дали вектор развития, сказали, что нужно подтянуть?

Наталья Троян
главный редактор Sdelano.media
Василий Трегубов
редакция Include
Made on
Tilda