Этот жестокий 20 век
Бесчисленное количество музыкальных стилей, жанров и их комбинаций – всё это дар XX века.
Восстав против этого, словно пародируя, появился один из самых радикальных жанров – индастриал.


Звук


•Появление синтезаторов
•Использование записей окружающей среды
•Создание уникальных инструментов из мусора
Музыка


•Использование шума
•Свободная техника исполнения
•Импровизация во время выступлений
Идея


•Разрушение, анархия, протест
•Отсутствие морали в искусстве и обществе
Многие, услышав или увидев знакомое слово, начинают мыслить стереотипами. Rammstein и Marilyn Manson ошибочно называют индастриалом ввиду схожести в звучании и механическом, словно молоток рабочего, ритме, а также фриковости и экстравагантности выходок их фронтменов. Однако главная идеологическая основа здесь капитально нарушена, поскольку представленные американцы и немцы стали частью массовой культуры. Убедиться в этом просто – достаточно спросить любого сверстника, слышали ли они когда-нибудь об этих группах.
В основе индастриала те стили, которые проявили себя в разной форме искусства и пытались выйти за его пределы. В первую очередь это авангардизм начала XX века и такие направления как футуризм, сюрреализм и особенно дадаизм.
Да-да
Дадаизм просуществовал 10 лет в вечно нейтральной Швейцарии. Сюда от ужасов Первой мировой бежали Тристан Тцара, Рихард Хюльзенбек и другие в маленький цюрихский кабачок Cabaret Voltaire. Слово «дада» для названия направления выбрали неслучайно.

Так родилось новое авангардное течение в искусстве, главная идея которого – разрушение эстетических начал. Наибольшее проявление новый стиль нашёл в литературе и в живописи – например, известны коллажи таких художников, как Тео Ван Дусбург, Ханс Арп и Георг Гросс. Эти произведения могли создаваться буквально за один вечер: на картонный холст хаотично приклеивались фрагменты из газет и других картин. В дальнейшем стал появляться т.н. real-made – произведения искусства или бытовые предметы, к которым добавили одну или несколько деталей, придающих им другой смысл. По крайней мере, с точки зрения дадаизма. Связь между индастриалом и дадаизмом видно в обложке перфоманс-группы C.O.U.M. Transmission, ставшей последней ступенью к рождению индастриала.


Нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения
Тристан Тцара, основатель дадаизма, румынский и французский поэт еврейского происхождения
Странные, провокационные действия на сцене стали одной из ключевых особенностей представителей стиля. Здесь прослеживается влияние акционистов – старших современников индастриала. Появившись в 1960-е, они продолжили творческие поиски авангардистов, пытаясь окончательно стереть грань между искусством и повседневностью, в которую художники врывались, дабы взбудоражить властей, а обывателей – задуматься.


Аморальный Солярис
Наиболее известна здесь Венская школа, но лучший пример для нас – акции Петра Павленского, которые он проводил в центре Москвы: в частности, на последней художник поджёг двери здания ФСБ на Лубянке. Главный объединяющий мотив здесь – отрицание морали в искусстве и протест против устоявшихся социальных норм.

Идеи, тем не менее, были лишь одной из основ нового музыкального жанра. Индастриал не был бы собой без звучания, которое соответствовало его концепции.
Свободный строй в музыке
Идеи, тем не менее, были лишь одной из основ нового музыкального жанра. Индастриал не был бы собой без звучания, которое соответствовало его концепции. В музыке, как и во всём искусстве начала XX века, поднялись радикальные настроения, пересмотревшие устаревшие каноны. «Технический манифест футуристической музыки» итальянского композитора-футуриста Балилла Прателла утверждал, что её основа в будущем – свободный строй. Играл с консервативной структурой и русский композитор Александр Скрябин, который считается изобретателем светомузыки. Он разработал универсальный код, где для каждой клавиши или их комбинаций соответствовал определённый цвет. Последнее стало вкладом для сценических выступлений, ставших более зрелищными.
Переходя к технике
2 вещи являются неизменно важными – синтезатор и возможность записи с повторным воспроизведением
Первый создаёт новый звук, а второй – позволяет использовать его когда нужно и сколько нужно. Гонка вооружений в создании более мощного и компактного инструмента создала большой ассортимент для молодых исполнителей – с изобретением в 1950 году Евгением Мурзиным первого синтезатора до более компактных и дешёвых моделей прошло около 10 лет. Этой возможностью в первую очередь начали пользоваться рок-музыканты, такие как Grateful Dead, Pranksters и легендарный Фрэнк Заппа. Однако индустриальщики пошли дальше рокеров и других музыкантов. Часто они сами модифицировали или создавали из хлама совершенно уникальные вещи. Особо выделяются здесь Einstürzende Neubauten («Обрушивающиеся новостройки» c немецкого): вместо бас-гитары они используют натянутый шпагат, а вместо стандартного «железа» ударной установки используются циркулярные пилы.
Так мы плавно перешли к непосредственному появлению стиля. Существуют споры о том, когда родился индастриал. Это либо 74 год, когда участники упомянутой здесь COUM Transmissions записали саундтрек к своему перфомансу Throbbing Gristle, ставшей в последствие названием первой индастриал группой, либо с появлением их лейбла Industrial Records в 1976. Однако мало у кого вызывает сомнение личность создателя направления.
Дженезис Пи-Орридж – человек, являющийся живым воплощением созданного им музыкального стиля
Его биография и идеи достойны отдельной статьи. Чего только стоит реализованная на практике концепция пандрогина – индивида, стоящего над понятием пола и моральных ограничений. Для воплощения этого замысла Пи-Орридж и его жена Леди Джей прошли несколько хирургических вмешательств, сделавших их максимально похожими друг на друга.

О Throbbing Gristle (название, кстати, переводится как «дрожащий хрящ» и намекает на эрекцию) можно говорить много и долго – именно они направляли индастриал вплоть до его завершения, которое фанаты напрямую ассоциируют с распадом группы. Тем не менее, сам фронтмен говорил по этому поводу: «Они (группы) появляются чуть ли не каждый день, штампуя друг друга, как производственный станок»
Индастриал так и не стал бы жанром, а оставался только названием лейбла без набиравшей обороты волны популярности в узких кругах. В то же время появляются в разных уголках мира команды, игравшие похожую музыку: SPK в Австралии, Einstürzende Neubauten в Германии, Merzbow в Японии.
Экспериментальность – ключевая особенность индастриала
Нельзя однозначно описать структуру треков: это может быть как сплошное полотно, так и резкая смена с использованием самых неожиданных звуковых приемов. Темп здесь ниже среднего, а вокал может колебаться от шёпота до настоящих воплей.
А вот отрывок из музыкального фильма Halber Mensch («Получеловек»). Картину снял по просьбе группы японский режиссёр Сого Ишии. Нет больше настолько целостного произведения, вобравшего в себя то, что преподносили адепты индастриала в течение 10 лет. Играть на продуктовой тележке тоже нужно уметь.
Жизнь индастриала была коротка – всего лишь одна декада лет. Протестный заряд, выраженный в форме пародии на поп-музыку, в конце концов, приобрёл черты самой попсы. Появились те, кто нарушил принципы, заложенные отцами жанра, и это погубило его. В первую очередь, всё началось с заигрывания рок-музыкой, строй и приёмы которой были более стандартными и консервативными. Затем, с появлением электронной танцевальной музыки, индастриал создал вариации – пусть и более жёсткие, но ориентированные на массовые пляски. В обоих случаях новые группы нарушили принципы независимости и бескорыстности. Была и позитивная сторона – появились направления, пригодные для неподготовленных слушателей. Индустриальная музыка перестала быть явлением, существующем только в андеграунде.

В то же время индастриал из-за своей экспериментальности создал потенциал для дальнейшего развития. Никто и не догадывался, сколько стилей породят удары по строительным трубам и шумы «болгарок». Это назовётся «пост-индастриалом» главным отцом основателем, уход которого из Throbbing Gristle в 1982 году считается точкой отсчёта конца.
А в СССР?
Несмотря на то, что Союз был страной пролетарской, промышленная музыка здесь не имела даже попыток на появление. Вина тому, возможно, погубленное авангардистское движение.

Каждый выбрал свой путь развития. Упомянутые много раз немцы продолжили экспериментировать с чем попало, а другие исполнители намеренно выбрали жёсткий и бескомпромиссный путь, развив шумовой потенциал до таких пределов, что поклонники называли этот стиль анти-музыкой. Имя этому направлению – нойз. Продолжение следует...
Текст: Александр Винраров
Фотографии: Нияз Гараев

Читайте больше истории на Include Club
Made on
Tilda